ПОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БОБРАВСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ"
БЕЛОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
на 2017- 2021 гг.
2016
Введение
Социально-экономическое развитие муниципального образования является управляемым процессом качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающим состояние окружающей среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. В качестве интегрального показателя и главной цели социально-экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения, при этом преобразования в экономической сфере выступают как средства достижения этой цели.
Для совершенствования системы и процесса управления местным развитием необходима комплексная диагностика основных направлений и результатов управленческой деятельности, что обуславливает актуальность разработки инструментария оценки качества и результативности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований.
Социально-экономическая ситуация и потенциал развития муниципального образования «Бобравский сельсовет»
Общая площадь муниципального образования «Бобравский сельсовет» составляет 71 км2. Численность населения по данным на 01.01.2016 года составила 952 чел. В состав муниципального образования входит с. Бобрава, с. Гочево, д. Стригослы, х. Ивановский.
Наличие земельных ресурсов муниципального образования «Бобравский сельсовет»
Категории земель | Общая площадь | Всего сельхоз угодий | В том числе пашни | Залежи | Пастбища и сенокосы | Под водой |
Земли сельхозназначения | 4385,4 | 3820,7 | 3118,8 | 701,9 | ||
Земли поселений | 1551,0 | |||||
Земли промышленности | ||||||
Земли транспорта | ||||||
В т.ч. автомобильного | ||||||
Итого земель в границах | 5936,4 | 3820,7 | 3118,8 | 701,9 |
Из приведенной таблицы видно, что сельскохозяйственные угодья занимают 89,6 %. Земли сельскохозяйственного назначения являются экономической основой поселения, и одним из основных источников дохода жителей поселения.
Административное деление
Муниципальное образование «Бобравский сельсовет» включает в себя 4 населенных пункта, с центром в с. Бобрава.
Наименование поселения, с указанием центра (центральной усадьбы) | Наименование населенных пунктов, входящих в состав поселения | Численность населения населенного пункта, чел. | Расстояние от населенного пункта до центра | Расстояние от населенного пункта до районного центра |
Администрация муниципального образование «Бобравский сельсовет» |
с.Бобрава с.Гочево д.Стригослы х.Ивановский |
590 224 57 81 |
- 5 7,5 3 |
8 13 15,5 5 |
Демографическая ситуация
Общая численность населения сельского поселения на 01.01.2016 года составила 952 человек. Численность трудоспособного возраста составляет 448 человек (47 % от общей численности). Детей в возрасте до 18 лет 121 человек .
Демографическая ситуация в муниципальном образовании в 2016 году началась улучшаться , из-за превышения числа прибывших, над числом убывших с территории. Средняя продолжительность жизни в поселении составляет 58 года у мужчин и 72 лет у женщин, это практически средний показатель продолжительности жизни в районе.
Развитие отраслей социальной сферы
Прогнозом на 2017 год и на период до 2021 года определены следующие приоритеты социально-экономического развития муниципального образования:
-повышение уровня жизни населения сельского поселения в т.ч. на основе развития социальной инфраструктуры;
-улучшение состояния здоровья населения на основе доступной широким слоям населения медицинской помощи и повышения качества медицинских услуг;
-развитие жилищной сферы в муниципальном образовании «Бобравский сельсовет»
-создание условий для гармоничного развития подрастающего поколения ;
-сохранение культурного наследия.
Культура
Предоставление услуг населению в области культуры на территории муниципального образования осуществляют:
- Центральный сельский Дом Культуры в с. Бобрава;
- Дом Досуга в с. Гочево;
Одним из основных направлений работы является работа по организации досуга детей и подростков, это: проведение интеллектуальных игр, дней молодежи, уличных и настольных игр, различных спартакиад, соревнований по военно-прикладным видам спорта, Дни призывника, проведение единых социальных действий.
Задача в культурно-досуговых учреждениях - вводить инновационные формы организации досуга населения и увеличить процент охвата населения
Проведение этих мероприятий позволит увеличить обеспеченность населения сельского поселения культурно-досуговыми учреждениями и качеством услуг.
На территории муниципального образования находятся 2 ФАПа, жителям оказывается первая медицинская помощь.
Экономика поселения
Сельхозпредприятия, фермерские хозяйства, предприниматели
На территории МО «Бобравский сельсовет» осуществляют свою деятельность 3 предпринимателей, 2 крестьянско-фермерских хозяйств и одно базовое хозяйство ООО «Псельское», где трудится наибольшая часть населения. Прогноз развития сельского хозяйства на 2017 год и на период до 2021 года разработан с учетом имеющегося в сельском поселении производственного потенциала, сложившихся тенденций развития сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств населения.
Одной из значимых экономических составляющих для поселения, являются личные подсобные хозяйства и от их развития во многом, зависит сегодня благосостояние населения.
В последний год наблюдается тенденции снижения поголовья животных в частном секторе.
Причины, сдерживающие развитие личных подсобных хозяйств, следующие:
- Нет организованного закупки сельскохозяйственной продукции;
- Высокая себестоимость с/х продукции, и ее низкая закупочная цена.
Проблемы:
1) сельские жители недостаточно осведомлены о своих правах на землю и имущество.
2) владельцы ЛПХ, сельские предприниматели испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов в силу недостаточной государственной поддержки этого сектора экономики;
3) не налажена эффективная система сбыта продукции, материально-технического и производственного обслуживания КФХ и ЛПХ, других малых форм хозяйствования. В поселении и районе не производятся централизованные муниципальные закупки в хозяйствах молока, картофеля, овощей и других сельскохозяйственных продуктов. Владельцы ЛПХ вынуждены реализовывать продукцию самостоятельно или продавать частным перекупщикам и заготовителям, организациям потребительской кооперации на невыгодных условиях. Отсутствие кооперативов по закупке продукции села тормозит как увеличению численности поголовья скота, так и увеличению земельных площадей под картофель и овощи;
4) сельское население испытывает существенные трудности в получении рыночной информации, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера, в повышении квалификации;
5) низкий уровень заработной платы в отрасли, и отток работающих в другие отрасли производства и в социальную сферу;
В связи с этим органы местного самоуправления должны ставить перед собой первостепенную задачу занятости и самозанятости населения.
Эту проблему, возможно, решить следующим путем:
- более интенсивно привлекать льготные кредитные ресурсы для развития ЛПХ в поселении;
-увеличения продажи населению молодняка крупного рогатого скота, свиней сельскохозяйственными предприятиями;
- увеличения продажи населению птицы различных видов и пород через птицеводческие предприятия;
Для повышения племенной ценности молодняка крупнорогатого скота, находящегося в личных подсобных хозяйствах, и экономической эффективности производства животноводческой продукции необходимо:
- обеспечить высокий уровень ветеринарного обслуживания в личных подсобных хозяйствах в соответствии с действующим законодательством;
- необходимо всячески поддерживать инициативу граждан, которые сегодня оказывают услуги по заготовке кормов, вспашке огородов, сбору молока;
- создавать условия для создания и развития потребительско-сбытовых кооперативов на территории поселков поселения.
Для достижения поставленных целей в среднесрочной перспективе необходимо решить следующие задачи:
1. создать правовые, организационные, институциональные и экономические условия для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию поселения, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления;
2. развить и расширить сферу информационно-консультационного и правового обслуживания населения;
3. построить новые и отремонтировать старые водопроводные сети;
4. отремонтировать дороги внутри и между населенными пунктами поселения;
5.улучшить состояние здоровья населения за счет повышения доступности и качества занятиями физической культурой и спортом;
7. повысить роль физкультуры и спорта в целях улучшения состояния здоровья населения и профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;
8. отремонтировать объекты культуры и активизация культурной деятельности;
9. развить личные подсобные хозяйства;
10. создать условия для безопасного проживания населения на территории поселения
11. повышение качества и уровня жизни населения, его занятости и самозанятости экономических, социальных и культурных возможностей на основе развития сельхозпроизводства, предпринимательства, кредитной кооперации, личных подсобных хозяйств, торговой инфраструктуры и сферы услуг.
Система основных программных мероприятий по развитию муниципального образования «Бобравский сельсовет»
Мероприятия Программы социально-экономического развития муниципального образования «Бобравский сельсовет» включают как планируемые к реализации инвестиционные проекты, так и совокупность различных организационных мероприятий, сгруппированных по указанным выше системным признакам в том числе:
Развитие и поддержка малого предпринимательства
Развитие сектора малого предпринимательства является одним из главных направлений экономической деятельности, т.к. именно данным сектором решается ряд важнейших проблем социальной стабильности населения. Это, прежде всего, занятость, повышение жизненного уровня населения, увеличение наполняемости бюджета.
Цель политики развития и поддержки малого предпринимательства - создание благоприятных политических, правовых, экономических и организационных условий для повышения устойчивого и динамичного развития малого предпринимательства, обеспечивающих сохранение и создание новых рабочих мест, насыщение рынка отечественными товарами и услугами, стабильное поступление налогов в бюджет поселения, формирование среднего слоя общества, самостоятельно создающего собственное благосостояние и достаточный уровень жизни.
Основные задачи:
- формирование правового пространства, обеспечивающего беспрепятственное развитие малого предпринимательства.
- выявление и поддержка приоритетных направлений развития малого бизнеса.
- формирование положительного общественного мнения о деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, укрепление социального статуса, повышение престижа и создание механизма защиты предпринимательства.
- вовлечение в предпринимательскую деятельность представителей различных слоев населения;
- увеличение доходов населения и создание условий для самореализации граждан;
- поддержка в продвижении местных товаропроизводителей посредством ярмарочно-выставочных мероприятий.
Развитие коммунального комплекса
Развитие среды проживания населения муниципального образования создаст непосредственные условия для повышения качества жизни нынешнего и будущих поколений жителей. Перед органами местного самоуправления поселения стоит задача развития коммунальной инфраструктуры, повышения эффективности и надежности функционирования жилищно-коммунального комплекса.
Поселение не может развиваться без учета состояния и перспектив развития инженерных систем жизнеобеспечения, которые включают в себя такие составные части, как теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение и водоснабжение.
Непосредственно под развитием систем коммунальной инфраструктуры поселения понимается проведение комплекса мероприятий нормативно-правового, организационного и иного характера, направленных на повышение качества жизни населения поселения, понимание жителями поселения сложности проводимой коммунальной реформы, а также подготовку и проведение соответствующих инвестиционных программ.
Благоустройство
Все возрастающее значение в формировании имиджа любой территории приобретают чистота и качество благоустройства. Статьей 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" определены вопросы местного значения поселений в части создания благоприятных условий для жизнедеятельности граждан в контексте благоустройства.
При обустройстве придомовой территории и дворов необходимо уделять больше внимания созданию зеленых уголков зоны отдыха.
Обеспечение безопасности населения
Так как личная безопасность населения является составляющей понятия "качество жизни" жителей любой территории, в число приоритетов могут быть включены такие направления, как:
- профилактика детской и подростковой беспризорности и преступности;
- система социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
- организация работы добровольных народных дружин (по соблюдению пожарной безопасности, общественного порядка);
- обеспечение пожарной безопасности населения.
Социальное развитие села
Уровень и качество жизни напрямую зависят от состояния и обеспеченности сельского населения жильем, инженерной инфраструктурой, социальными объектами - школами, медицинскими, культурно-досуговыми учреждениями.
В рамках социального развития села предполагается проведение программных мероприятий по развитию личных подсобных хозяйств в поселении и участие в реализации целевых программах.
Заключение
За период осуществления Программы будет создана база для реализации стратегических направлений развития поселения, что позволит ей достичь высокого уровня социально-экономического развития:
- проведение уличного освещения обеспечит устойчивое энергоснабжение поселения;
- строительство новых и капитальный ремонт старых водопроводных сетей повысит уровень обеспеченности населения водой;
- капитальный ремонт автомобильных дорог обеспечит связь с населенными пунктами поселения.
- улучшение культурно-досуговой деятельности будет способствовать формированию здорового образа жизни среди населения, позволит приобщить широкие слои населения к культурно-историческому наследию;
- защищенности личности, безопасности жизнедеятельности общества, стабилизации обстановки с пожарами на территории поселения;
- привлечения внебюджетных инвестиций в экономику поселения;
- повышения благоустройства поселения;
- развития малого и среднего предпринимательства на территории поселения, повышение доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджет поселения;
- формирования современного привлекательного имиджа поселения.
Реализация Программы позволит:
1) повысить качество жизни жителей муниципального образования, сформировать организационные и финансовые условия для решения проблем поселения;
2) привлечь население поселения к непосредственному участию в реализации решений, направленных на улучшение качества жизни;
3) повысить степень социального согласия, укрепить авторитет органов местного самоуправления.
Переход к управлению сельским поселением через интересы благосостояния населения, интересы экономической стабильности и безопасности, наполненные конкретным содержанием и выраженные в форме программных мероприятий, позволяет обеспечить социально-экономическое развитие, как отдельных сельских поселений, так и муниципального образования в целом.
.