Нарушение режима пребывания в Российской Федерации и ответственность предусмотренная за данные нарушения.
Прибыв на территорию России, мигранты обязаны исполнять требования миграционного законодательства, в том числе по миграционному учету. Последний представляет собой процедуру уведомления органа миграционного контроля о прибытии иностранца на территорию России.
По прибытию в место пребывания (проживания) иностранного гражданина, принимающая сторона обязана уведомить непосредственно орган миграционного учета представив утвержденный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением.
Имеют место факты фиктивной постановки иностранцев на миграционный учет, без предоставления жилого помещения по месту регистрации. Зачастую такие деяния совершают недобросовестные граждане с целью получения денежных средств, либо лица, не знающие требований действующего законодательства. Такая деятельность преследуется действующим уголовным законодательством Российской Федерации.
За совершение преступлений, предусмотренных статьей 322.2 УК РФ (т.е. за фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации) и статьей 322.3 УК РФ (за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации) предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 100 до 500 тысяч рублей, а также лишение свободы на срок до трех лет.
Законодательством предусмотрено, что лицо, совершившее такие преступления освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления, если в его действиях не содержится признаков другого преступления.
Противоправные действия граждан, связанные с фиктивной постановкой на учет иностранцев, влекут незаконное пребывание последних на территории России, препятствуют исполнению контролирующими и правоохранительными органами обязанностей по защите общественного правопорядка и безопасности, то есть подрывают порядок управления государством.
Административная ответственность за нарушение требований миграционного законодательства:
- по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации установлена ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового;
- по ч. 1 ст. 19.27 КоАП РФ за представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов иностранным гражданином или лицом без гражданства, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, установлена ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового;
- за нарушения в области трудовой миграции, предусмотренные статьями 18.10 и ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ установлена ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором России. На основании со ст. 2.3. КоАП РФ, к административной ответственности может быть привлечено лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
Граждане стран ближнего зарубежья, таких как Беларусь, Казахстан, Кирзигия, Армения осуществляют трудовую деятельность на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, граждане Азербайджана, Таджикистана, Украины – на основании патентов или документов разрешающих проживание: временного убежища, разрешения на временное проживание, вида на жительство.
Организация незаконной миграции является уголовно-наказуемым деянием и иногда носит характер организованного преступного бизнеса, к которому причастны как преступные группы, так и должностные лица государственных органов.
За организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации статьей 322.1 УК РФ установлена уголовная ответственность в виде лишения свободы.
Профилактика правонарушений и преступлений в сфере миграции.
Вопросы миграционной политики урегулированы законодательством Российской Федерации. Законом определен порядок въезда на территорию нашей страны и выезда из нее иностранных граждан, установлены основания их пребывания в Российской Федерации.
Практика показывает, что большинство иностранных граждан въезжает на территорию нашей страны с целью занятия трудовой деятельностью. Вместе с тем, не исключены и иные причины как законного, так и незаконного въезда на территорию России, включая цели совершения тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе террористического и экстремистского характера.
Вопросы привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан также урегулированы законодательством Российской Федерации. Эта процедура призвана исключить случаи незаконного нахождения на территории России в качестве трудовых мигрантов, находящихся в международном розыске преступников, лиц, имеющих опасные заболевания и иных категорий граждан, пребывание которых на территории Российской Федерации является нежелательным.
Вместе с тем, некоторые недобросовестные предприниматели с целью извлечения путем ухода от уплаты налогов прибыли в особо крупном размере пытаются организовать незаконный въезд на территорию нашего государства иностранных граждан с последующим привлечением их к трудовой деятельности. За нарушение иностранными гражданами порядка въезда на территорию Российской Федерации, режима пребывания, незаконного осуществления ими трудовой деятельности предусмотрена административная ответственность по ст.ст. 18.8, 18.10, 18.15, 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 322. 1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства. Максимальный срок наказания по части 1 данной статьи предусматривает 5 года лишения свободы. В случае, если это деяние совершено организованной группой либо с целью последующего совершения преступления на территории Российской Федерации, уголовная ответственность наступает по части 2 статьи 322. 1 УК РФ, а размер наказания увеличивается до 7 лет лишения свободы.
Статья 322.2 УК РФ фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации.
Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации –
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Действующее законодательство предусматривает различные виды ответственности за нарушения требований в области миграционных отношений.
Статьями 18.8, ч. 1 ст. 19.27 КоАП РФ установлена ответственность в виде штрафа иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение:
- правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания);
- представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов.
Ответственность за нарушения в области трудовой миграции установлена статьями 18.10, ч.2 ст. 18.17 КоАП РФ.
За нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства также несут ответственность приглашающая или принимающая сторона, должностные лица юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства. За это правонарушение законом установлены более суровые санкции.
Для обеспечения соблюдения требований миграционного законодательства, недопущения противоправных действий органами контроля и надзора, правоохранительными органами принимаются меры по профилактике правонарушений в миграционной сфере.
Порядок действий сотрудников полиции при работе с иностранными гражданами или лицами без гражданства определяется следующими правовыми нормами.
Согласно п.п. 33 п. 1 ст. 12 Федерального Закона «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ на полицию возлагаются обязанности в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, участвовать в осуществлении контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами порядка регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 13 вышеуказанного Федерального Закона, полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При выявлении сотрудником полиции в ходреализации своих прав и выполнении возложенных обязанностей иностранных граждан, не имеющих вышеуказанных документов на право пребывания в РФ, или срок их действия истек, либо осуществляющих трудовую деятельность без соответствующего разрешения (т.е. имеют место признаки административных правонарушений, ответственность за которые установлена ст.ст. 18.8, 18.10 КоАП РФ), иностранный гражданин в соответствии с установленным порядком доставляется в территориальный орган внутренних дел (ст. 27.1 КоАП РФ). По факту выявления незаконного мигранта сотрудником полиции составляется подробный рапорт.
В соответствии с ч. 2 ст. 27.5 КоАП РФ, иностранный гражданин, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения, может быть подвергнут административному задержанию на срок не более 48 часов.
Согласно ч. 1 ст. 23.3 и п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, сотрудники полиции имеют право составлять и рассматривать протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьей 18.9, частями 1 и 4 статьи 18.10, статьями 18.15 - 18.18, статьей 18.20 КоАП РФ. Должностное лицо полиции, рассматривающее протокол об административном правонарушении по части 1, 2 и 3 статьи 18.8, части 1 статьи 18.10, части 1 - 4 статьи 18.15, статье 18.16 - 18.17 КоАП РФ, также вправе передать его на рассмотрение судье (ст. 23.1 ч. 2 КоАП РФ) или в орган, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (подразделение по вопросам миграции ТО УМВД России по Мурманской области, ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении в отношении иностранного гражданина составляется в присутствии переводчика, который привлекается в соответствии со статьей 25.10 КоАП РФ. При этом выносится определение о привлечении переводчика с разъяснением переводчику прав и обязанностей, предусмотренных статьей 25.10 КоАП РФ.
Исходя из права иностранного гражданина, предусмотренного частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ, материалы административного дела в отношении иностранного гражданина должны содержать письменный перевод протокола на иностранный язык.
Необходимо учитывать, что, при передаче административных материалов в отношении иностранных граждан в суд либо в территориальное подразделение ВМ УМВД России по Мурманской области, к материалам в обязательном порядке приобщается составленный в соответствии с КоАП РФ протокол административного задержания правонарушителя.
При рассмотрении дел об административных правонарушений в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан на территории РФ (по главе 18 КоАП РФ) в отношении иностранных граждан в обязательном порядке осуществлять проверки по имеющимся учётам на предмет выявления не однократности привлечения к административной ответственности иностранных граждан.
При выявлении фактов повторного привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к административной ответственности за нарушения. Предусмотренные частями 1 и 2 ст. 18.8 и ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ, направлять протокол и материалы дела для рассмотрения в суд для решения вопроса об административном выдворении за пределы РФ.